В прямом переводе с английского «outsourcing» означает «использование внешних ресурсов». В современном понимании аутсорсинг персонала – это передача функций одной организации в другую, сотрудники которой имеют профильную специализацию.
То есть, вместо того, чтобы проводить собственный подбор персонала и заниматься всеми аспектами, связанными с трудоустройством, бизнес заказывает определенные услуги у стороннего специалиста или компании, обладающих необходимыми знаниями и опытом в нужной отрасли. Это бизнес-стратегия, предполагающая передачу часть задач третьей стороне. При этом некоторые компании делегируют до 60-70% своих функций.
Например, H&M активно использует аутсорсинг производства. Компания не владеет собственными производственными мощностями – она арендует их в более чем 50 странах.
Чаще всего компании передают на аутсорсинг финансы, управление персоналом, рекрутинг, обслуживание клиентов и разработку ПО. Благодаря аутсорсингу можно получить помощь квалифицированных кадров без необходимости их официального оформления и содержания в штате. Аутсорсинг помогает компаниям быстрее становиться конкурентоспособными, управлять штатом сотрудников, сокращать расходы и фокусироваться на основных бизнес-процессах.
На законодательном уровне понятие аутсорсинга определено разделом 4 Национального классификатора Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», действующего с 01.01.2012 г., как соглашение, согласно которому заказчик поручает подрядчику выполнить определенные задачи.
При выборе поставщика услуг, те есть аутсорсера, важно проверить его портфолио и отзывы клиентов. Оптимальная модель оплаты услуг – «время и материалы». Исполнитель выставляет счет за часы, потраченные на проект, и за материальные расходы. Такой подход гораздо более гибкий и надежный для обеих сторон.
Существует несколько моделей аутсорсинга, каждая из которых имеет свои особенности:
- Модель «руки и голова». У заказчика мало технических знаний, поэтому команда придумывает концепцию приложения и создает его. Эта модель идеально подходит для стартапов и компаний, которые не имеют внутренних технических ресурсов.
- Модель «только руки». У заказчика большой технический опыт. Он придумывает концепцию, дает рекомендации по дизайну и устанавливает строгие критерии. Команда разрабатывает продукт в соответствии с этими требованиями. Эта модель часто используется компаниями, имеющими сильную внутреннюю экспертизу, но нуждающимися в дополнительных ресурсах для реализации проектов.
- Модель «только голова». У заказчика есть команда разработчиков, но ему нужен совет профессионала. Эта модель больше относится к консалтингу, чем к аутсорсингу, и используется редко.
Аутсорсинг предоставляет компаниям возможность сфокусироваться на ключевых аспектах своего бизнеса, передавая вспомогательные процессы на исполнение профессионалам. Благодаря различным моделям аутсорсинга, каждая компания может выбрать подходящий формат сотрудничества в зависимости от своих потребностей и ресурсов.